fotoflota (fotoflota) wrote,
fotoflota
fotoflota

Categories:

Путешествие в Мурманск. Военно-морской музей Северного флота. Часть 1.

Начну и этот пост с пары слов про мечту. Мечтаю я много и о многом, и связанных с Мурманском мечтаний не мало. Среди них не только посещение атомного ледокола "Ленин", но и посещение музея военно-морского флота Северного флота. И я туда сходил.

Музей находится в исторической части города Мурманска, на территории района Роста, север Мурманска. Он был открыт 16 октября 1946 года в здании Дома офицеров города Мурманска. Первой открытой экспозицией была "Оборона Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 год".

 Экспозиция музея охватывает период с 1693 года по настоящее время. Она располагается в восьми залах и раскрывает следующие разделы:
1. "Зарождение военно-морских сил на севере России. 1693 год – 1922 год".
2. "Создание и становление Северного флота. 1923 год – июнь 1941 года".
3. "Северный флот в Великой Отечественной войне 1941 год – 1945 год"
4. "Краснознамённый Северный флот на страже морских рубежей Родины. 1945 год – по настоящее время".

Чтобы все посмотреть нужно часа три или даже пять. А мне пришлось это всё просмотреть за час, из-за того что внизу ждали друзья, которые после музея меня повезли на Абрам-Мыс и другие достопримечательности Мурманска, которых я напишу в следующих постах фотофлота.

Здание дома офицеров, в котором на трёх этажах находится военно-морской музей Северного флота! Зимняя фото мне не понравилось, поэтому спасибо за летнюю фотографию неизвестному автору.


Как только вошел в музей, увидел кучу интересного:  различные пушки, бюсты, различное корабельное оборудование и железо.

Но про пушки и бюсты позже, а первым напишу про освоение Арктики. Первым делом в музее я задал вопрос смотрителю: "Есть ли у Вас что-нибудь связанное с ледокольным пароходам "Георгий Седов?". Напомню, на нём мой прадед Ушаков Борис Ефимович был капитаном, поэтому мне очень интересна эта тема. Она, как только узнала что я его внук, сразу убежала за научным сотрудником, а меня оставила в зале посвящённом освоению Арктики. В этом зале я увидел спасательный круг, колокол, кренометр и протрактор с ледокола "Георгий Седов".

Дорогие мне экспонаты, с "Георгия Седова".
DSC00130

Кренометр - прибор для измерения угла крена корабля. Состоит из сектора, разбитого на градусы, и указателя стрелки, свободно подвешенной в его геометрическом центре.
DSC00131

Колокол громкого боя - электрический звонок на корабле для подачи сигнала, согласно корабельному уставу
DSC00132

Протрактор - корабельный (судовой) навигационный инструмент, предназначенный для нанесения на морскую карту места корабля.
DSC00133

О ледокольном пароходе "Георгий Седов" напишу в одном из следующих постов, а сейчас продолжу про самый "молодой" флот России!  

DSC00137

Самый "молодой" из всех военных флотов России был создан 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. Постоянный регулярный Северный флот берет свое начало с 1933 года. 15 апреля 1933 года Народный комиссар обороны СССР подписал приказ согласно которому на Север совершили переход эскадренные миноносцы "Урицкий" и "Куйбышев", сторожевые корабли "Ураган" и "Смерч", а также подводные лодки "Декабрист" и "Народоволец". Эти корабли составили экспедицию особого назначения (ЭОН-1).  

Доска с эскадренного миноносца "Куйбышев" и "Карл Либкнехт", а так же бортовая надпись сторожевого корабля "Гроза"
DSC00136

Модель эскадренного миноносца "Куйбышев".
DSC00139

Крышка от торпедного аппарата с эсминца "Куйбышев"
DSC00151

Модель сторожевого корабля "Ураган".
DSC00140

Первый командующий Северным Флотом в 1937-1938 годах Душенов Константин Иванович.

Командующий Северным Флотом в 1940 -1946 годах. Головко, Арсений Григорьевич.


В музее очень много личных вещей командующих Северным флотом, в том числе их форма, удостоверения, сфотографировал шинель, фуражку и удостоверение Арсения Григорьевича Головко. 

Фуражка Арсения Григорьевича Головко.
DSC00146

Головко бессменно командовал Северным флотом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Под его руководством флот участвовал в обороне Мурманска и всего Советского Заполярья, в обеспечении проводки северных морских конвоев союзников и внутренних конвоев, в борьбе на коммуникациях германских войск у Северной Норвегии, в Петсамо-Киркинесской наступательной операции. 

Его же удостоверение личности.
DSC00147

Не буду забывать и о кораблях, поэтому чуть-чуть о эсминце "Разумный".  "Разумный" — эскадренный миноносец проекта 7. Заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на заводе № 202 во Владивостоке. Спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года включён в состав ТОФ 

Звезда Победы с эсминца "Разумный". О том, какую подводную лодку потопил "Разумный" я не нашёл данных, к сожалению.
DSC00149

В связи со слабостью Северного флота и необходимостью его срочного усиления, командование решило перебросить несколько кораблей с Дальнего Востока в Мурманск. Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. 

В 1933 году, в состав гидрографического отряда Северной военной флотилии вошло гидрографическое судно "Метель". Участвовало в Советско-Финляндской и Великой Отечественной войнах, обеспечивало боевые действия и навигационную безопасность плавания кораблей флота.

Бортовая надпись с гидрографического судна "Метель".
DSC00155

К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа "Крейсерская".  Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде, на Заводе N°194 (им. А. Марти), спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в город Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота. 

В первом же боевом походе К-21 ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, уже утром 27.11.1941 здесь подорвался и затонул норвежский транспорт "Bessheim" (тоннаж 1774 брт.).

Слева от крышки кусочек вала горизонтального руля от К-21.
DSC00159

Ярким эпизодом службы ПЛ К-21 стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, "Тирпиц" шёл с охраной на перехват конвоя "PQ-17" следовавшего из Исландии в Мурманск. Но это уже отдельная и очень большая история...

23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова. 

Телефон с подводной лодки К-21.
DSC00161

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение еще трёх мотоботов.

После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть, а весной 1981 года была поставлена в ТПД-12 на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки 3-х кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В конце 1990-х был проведен ремонт лодки (подводная часть). В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции. В настоящее время Подводная лодка К-21 является филиалом Военно-морского музея Северного флота.

Подводная лодка К-21 поставленная на постамент в качестве музея в Североморске. Автор фото не известен.


С-51 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, типа С — "Средняя", времён Второй мировой войны.

Лодка была заложена в апреле 1937 года года в Ленинграде на заводе № 189 "Балтийский завод" под стапельным номером 284. В виде секций была перевезена во Владивосток и достроена на заводе № 202 "Дальзавод". Спущена на воду 30 августа 1940 года, была зачислена в состав Тихоокеанского флота 30 ноября 1941 года, была сдана в эксплуатацию 16 декабря 1941 года. 

Один из залов музея посвящённый Великой Отечественной войне. Центральное место занимает часть рубки и приборы с подводной лодки С-51.
DSC00180 Panorama copy

Телеграф, тахометр, электромагнитный лаг с подводной лодки С-51, а так же часть её рубки.
DSC00185 Panorama copy

Подводной лодко С-51 я закончу первую часть поста, рассказывающего о военно-морском музее Северного Флота. Следующая часть будет уже про вторую половину 20 века и 21 век.
Tags: Смелые люди, Смертельное оружие
Subscribe

  • Буксиры Севмаша и Звездочки

    Опубликовано в Воентернете В портах, военных базах, в акваториях судоремонтных и судостроительных заводов есть маленькие кораблики, прозванные…

  • Таким меня видят корабли

    Опубликовано в Воентернете Я никогда не рассказывал, как мне удается фотографировать подводные лодки и надводные корабли, сейчас я открою…

  • Александр с "Малахита"

    Опубликовано в Воентернете Это Александр. Инженер 1-й категории в конструкторском бюро «Малахит». Сегодня я хочу познакомить вас с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments